МБОУ "СОШ №32" ТГО

Кемеровская область, г. Тайга, ул. Мира, д.6

Инклюзивное образование

В МБОУ «СОШ №32» ТГО реализуется программа коррекционной работы, разработанная в соответствии с требованиями Федерального закона РФ «Об образовании в РФ», Федерального государственного образовательного стандарта общего образования, а также с учетом опыта работы школы по данному направлению.

Данная программа направлена на создание системы комплексной помощи детям, имеющим проблемы в обучении, детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной программы, коррекцию недостатков в физическом, психическом развитии обучающихся, их социальную адаптацию.

Направление работы

Программа коррекционной работы включает в себя направления, отражающие её основное содержание:

  • диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление учащихся с ограниченными возможностями здоровья, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи в условиях образовательной организации;
  • коррекционно-развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания образования и коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии учащихся с ОВЗ в условиях образовательной организации;
  • способствует формированию универсальных учебных действий у учащихся (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных);
  • консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения учащихся с ОВЗ и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации учащихся;
  • информационно-просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательных отношений — учащимся (как имеющими, так и не имеющими недостатки в развитии) их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.

В программе раскрывается содержание работы по каждому направлению.

Коррекционная работа реализуется поэтапно. Последовательность этапов и их адресность создают необходимые предпосылки для устранения дезорганизующих факторов. Определены следующие этапы:

  • Этап сбора и анализа информации (информационно-аналитическая деятельность). Результатом данного этапа является оценка контингента учащихся для учета особенностей развития детей, определения специфики и их особых образовательных потребностей;
  • Этап планирования, организации, координации (организационно-исполнительская деятельность). Результатом работы является организованный образовательный процесс, имеющий коррекционно-развивающую направленность, и процесс специального сопровождения детей с ОВЗ при целенаправленно созданных (вариативных) условиях обучения, воспитания, развития, социализации рассматриваемой категории учащихся.
  • Этап диагностики коррекционно-развивающей образовательной среды (контрольно-диагностическая деятельность). Результатом является констатация соответствия созданных условий и выбранных коррекционно-развивающих и образовательных программ особым образовательным потребностям учащегося.
  • Этап регуляции и корректировки (регулятивно-корректировочная деятельность). Результатом является внесения необходимых изменений в образовательный процесс и процесс сопровождения учащихся с ОВЗ, корректировка условий и форм обучения, методов и приемов работы.

Механизмы реализации программы

основные механизмы реализации коррекционной работы является взаимодействие психолога, социального педагога, медицинского работника, педагогов с общественными организациями, сотрудничество с другими образовательными организациями, родительской общественностью. Социальными партнерами школы являются: ЦДО г. Кемерово, НУЗ «Узловая больница на ст. Кемерово», МБУ «Социально-реабилитационный центр» ТГО, а также МБОУ ДО «ДЮСШ» ТГО и МБОУ ДО «ДТ» ТГО, образовательные организации города. Наиболее эффективной формой взаимодействия специалистов в решении вопросов, связанных с адаптацией, обучением, воспитанием, развитием, социализацией детей с ограниченными возможностями здоровья является психолого-медико-педагогическая комиссия.

Условия реализации программы

Программа коррекционной работы предусматривает создание в МБОУ «СОШ №32» ТГО специальных условий обучения и воспитания учащихся с ОВЗ, включающих:

  1. Психолого-педагогическое обеспечение, в том числе:
    • обеспечение дифференцированных условий (оптимальный режим учебных нагрузок, вариативные формы получения образования и специализированной помощи) в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии;
    • обеспечение психолого-педагогических условий (коррекционная направленность образовательной деятельности, учет индивидуальных особенностей ребенка, соблюдение комфортного психоэмоционального режима, использование современных педагогических технологий, в том числе информационных, компьютерных, для оптимизации образовательной деятельности, повышение ее эффективности, доступности);
    • обеспечение специализированных условий (выдвижение комплекса специальных задач обучения, ориентированных на особые образовательные потребности учащихся с ОВЗ, введение в содержание обучения специальных разделов, направленных на решение задач развития ребенка, отсутствующих в содержании образования нормально развивающегося сверстника, использование специальных методов, приемов, средств обучения, специализированных образовательных и коррекционных программ, ориентированных на особые образовательные потребности детей, дифференцированное и индивидуализированное обучение с учетом специфики нарушения развития учащегося, комплексное воздействие на учащегося, осуществляемое на индивидуальных и групповых коррекционных занятиях);
    • обеспечение здоровьесберегающих условий (оздоровительный и охранительный режим, укрепление физического и психического здоровья, профилактика физических, умственных и психологических перегрузок учащихся, соблюдение санитарно-гигиенических правил и норм);
    • обеспечение участия всех детей с ОВЗ, независимо от степени выраженности нарушений их развития, вместе с нормально развивающимися детьми в проведении воспитательных, культурно-развлекательных, спортивно-оздоровительных и иных досуговых мероприятий, развитие системы обучения и воспитания детей, имеющих сложные нарушения психического и (или) физического развития.
  2. Программно-методическое обеспечение. В процессе реализации программы коррекционной работы используются коррекционно-развивающие программы, диагностический и коррекционно-развивающий инструментарий, необходимый для осуществления профессиональной деятельности учителя, педагога-психолога, социального педагога. В своей работе учителя используют ИКТ, технологию «Развитие критического мышления через чтение и письмо», метод опорных конспектов, групповую работу, информационно-коммуникационные технологии, здоровьесберегающие технологии.
  3. Кадровое обеспечение. Важным моментом реализации программы коррекционной работы является кадровое обеспечение. Коррекционная работа с учащимися с ОВЗ осуществляется педагогом-психологом, социальным педагогом и педагогами, прошедшими курсовую подготовку. На курсах повышения квалификации обучены 6 учителей по теме «Основы организации учебного процесса детей-инвалидов в информационно-образовательной среде. Дистанционное обучение школьников на основе е-КМ-школы». В школе проводятся семинары, совещания, круглые столы, педагогические советы, мастер-классы.
  4. Материально-техническое обеспечение. В рамках программы «Доступная среда» школа получила средства на переоборудование помещений школы (пандус, туалет, двери), а также специализированное оборудование (сенсорная комната), технические средства обучения учащихся с ОВЗ для организации дистанционного обучения.
  5. Информационное обеспечение. Необходимым условием реализации программы является создание информационной образовательной среды.

В МБОУ «СОШ №32» ТГО имеется возможность доступа учащихся с ОВЗ, родителей (законных представителей), педагогов к различным источникам информации, к информационно-методическим фондам, разработаны памятки для учащихся и родителей, рекомендации для родителей, имеется банк наглядных пособий, мультимедийных материалов, аудио- и видеоматериалов.